Осиповские чтения
вновь собрали в гостеприимном читальном зале Центральной районной библиотеки краеведов района
По традиции, краеведческие чтения открыла рубрика «Знаменитые земляки», в рамках которой заслуженный работник культуры РФ, председатель районного отделения общества «Нижегородский краевед» И.С. Харичев рассказал о судьбе учёного, физика-ядерщика Г.А. Потёмкина.
Сотрудник Российского федерального ядерного центра, Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (г. Саров), кандидат физико-математических наук, участник международных конференций и симпозиумов, автор более 160 научных работ и шести изобретений, обладатель трёх внедрённых патентов Григорий Александрович Потёмкин родился в 1957 году в деревне Язвины и был последним - пятым по счёту – ребёнком в семье. Чтобы понять, под влиянием каких жизненных обстоятельствах складывался характер Григория Александровича, нужно начать знакомство с его родителей.
Отец, Александр Николаевич, - участник Великой Отечественной войны. Перед самой войной он, шестнадцатилетний мальчишка, работал помощником тракториста, а после сам сел на трактор, сменив ушедшего на фронт и впоследствии погибшего при освобождении Риги старшего брата. В ряды Красной Армии Александр Николаевич был призван осенью сорок второго и в составе 4-го гвардейского танкового Кантемировского корпуса участвовал во многих военных операциях, в том числе в битве на Курской дуге.
В августе 1958 года при раскорчёвке деревьев он получит тяжелейшую травму - перелом шейного отдела позвоночника. В годы войны немецкий пулемётчик ошибся на два сантиметра, и он остался жив, а бездушное дерево не промахнулось. Невозможно представить, какие душевные и физические муки испытывал Александр Николаевич. Врачи говорили: «Протянет лет пять-шесть, в любом случае не больше десяти». Он жил всем смертям назло и скончался спустя 35 лет. Нуждаясь в постоянном уходе, всегда поддерживал своих детей и жену, не позволяя впадать в уныние. В этом, пожалуй, и заключается величие человеческого духа.
Маме, Варваре Дмитриевне, в 21 год тоже пришлось надеть солдатскую шинель. За плечами бойца Складневой тысячи километров фронтовых дорог, до этого пришлось побывать на торфоразработках, лесозаготовках, строительстве оборонно-укрепительных рубежей под Чкаловском. Её 12-ый эксплуатационный железнодорожный ордена Красной Звезды полк обеспечивал сообщение между войсками действующей армии и тылом, находясь в непосредственной близости от линии фронта. Демобилизовали её лишь в сентябре 1946 года. Память о тех событиях - медаль «За победу над Японией» и говорящая кукла (настоящее диво по тем временам), подаренная молодым японцем.
Склонность к точным наукам зародилась у Григория Александровича в стенах Большекрутовской школы, чему способствовали уроки талантливого педагога, учителя физики и математики В.В. Кухнина. Удивительно, но четверых ребят из класса, среди которых был и Григорий Потёмкин, пригласили учиться в областную физико-математическую школу, трое получили учёные звания.
Во время учёбы Григорий Александрович неоднократно становился победителем общегородских и областных предметных олимпиад. А окончив Московский физико-математический институт, по распределению был направлен в Арзамас-16 (современный Саров), где и состоялся как учёный.
Тематически связанными между собой оказались выступления заведующей сектором МУК МВЦ «Отчина» В.В. Смирновой и учителя истории МОУ «Сёминская основная школа» Г.И. Нечаевой. На протяжении веков от одного поколения художников к другому передаётся уникальная технология окраски дерева в золотой цвет без применения драгоценного металла, а потому неудивительно, что хохломский промысел всегда славился династиями. О перипетиях судьбы знаменитого мастера из рода Красильниковых – Фёдоре Фёдоровиче, с именем которого связано становление современного искусства хохломы, - присутствующих познакомила В.В. Смирнова.
Родился Фёдор Красильников в 1876 году в семье потомственного кустаря в деревне Б. Бездели Нижегородской губернии (современное Новопокровское). Из-за острой нужды не смог пойти в школу: вместо уроков обучался хохломской окраске в мастерской отца, а в возрасте 12 лет перешёл на обучение к своему дяде.
Вся жизнь мастера протекала в довольно тяжёлых условиях. Чтобы открыть собственную мастерскую, ему приходилось работать по 16-18 часов, экономя на всём. Построив мастерскую, он перешёл в неё жить со всей своей семьёй, не имея надежды на приобретение собственного дома. Однако, несмотря на все материальные сложности, он, не задумываясь, приютил у себя осиротевшего Акиндина Красильникова (в будущем - автора книги «Золотая хохлома»).
Фёдор Фёдорович находился в постоянном поиске новых идей для росписи, участвуя в крупнейших выставках конца 19-го - начала 20-го веков. В 1918 году ему довелось несколько месяцев работать в школе художественной обработки дерева в Семёнове, помогая обучать молодых мастеров. В этот период он расписывал детскую мебель, создавая рисунки по мотивам произведений А.С. Пушкина.
В 1930 году по инициативе братьев Степана и Фёдора Красильниковых в Безделях была открыта общественная мастерская на 35 человек, которая послужила образцом для строительства цехов в соседних деревнях: Сёмине, Кулигине, Шабашах и Хрящах. В 1933 году принял участие в организации мастерской хохломской окраски в г. Горьком, взяв на себя техническое руководство окраской изделий. К январю 1934 года мастерская поступила в ведение трудовой коммуны НКВД, объединённые мастерские которой осенью того же года были переведены в Городец.
Волей судьбы виток творчества хохломского мастера оказался связан с другой известной фигурой литературного мира. В 1928 году по просьбе Ф.П. Хитровского, одного из создателей «Домика Каширина» и первого его директора, Фёдор Фёдорович расписал полный комплект обстановки для кабинета в подарок А.М. Горькому к его 60-летию.
Над заказом мастер трудился больше трёх месяцев: набор обстановки включал свыше ста предметов, все они были разные по размеру и форме, для каждого был изготовлен особый рисунок. Подарок был отправлен в Сорренто. К сожалению, дальнейшая судьба вещей, изготовленных Ф.Ф. Красильниковым для М. Горького, неизвестна.
Венцом же его творчества стала знаменитая красильниковская чаша (в принятой терминологии эту уникальную вещь обозначают как «блюдо»). Размеры блюда впечатляют: 59х57 см по верхнему краю, высота - 23,5 см, а неповторимый орнамент росписи может служить своего рода пособием по хохломской окраске. Здесь присутствуют и верховая роспись, и фоновое письмо в нескольких его разновидностях («кудрина», «переплёт»). По воле автора, блюдо передано в дар музею «Домик Каширина», где бережно хранится и по сей день.
Постскриптум. С содержанием доклада Г.И. Нечаевой, который посвящён первым скупщикам хохломы, вы, дорогие читатели, также сможете познакомиться в одном из следующих номеров районной газеты.
Анна Воронкова
Фото автора
"Ковернинские новости"