Гражданская оборона на современном этапе
Сегодня гражданская
оборона является одной из важнейших функций государства, составной частью
оборонного строительства и обеспечения безопасности страны. Специализированные
подразделения гражданской обороны России за прошедшие годы принимали участие
более чем в 150 тыс. спасательных операций в России и 48-ми странах мира. 4
октября 1932 года постановлением правительства была создана общесоюзная система
местной противовоздушной обороны СССР (МПВО) и утверждено положение о ней. В
1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО) СССР. В это время
были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей
страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических,
санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий.
В 1987 году, после аварии на Чернобыльской АЭС, на ГО были возложены задачи
борьбы с природными и техногенными катастрофами. В ноябре 1991 года, после
создания Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(ГКЧС России), в его состав вошли войска гражданской обороны. В настоящее время
в России сформирована и эффективно действует единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая является
национальной системой противодействия кризисным явлениям.
Гражданская
оборона прошла много перестроек, не раз переподчинялась от одного ведомства
другому, то дружно работала с местными гражданскими формированиями, то
замыкалась в рамки Министерства обороны...
Еще в марте
1996 г. министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий С. Шойгу отмечал:
«С
гражданской обороной в России дело обстоит неважно. Ее беда в том, что она с
незапамятных времен сориентирована исключительно на задачи, которые предстоит
решать в случае войны. Конечно, ко всему надо быть готовым. Нельзя, чтобы
механизм гражданской обороны в повседневной жизни стоял без движения, он может
приносить пользу. В наше время тем более. Поэтому МЧС сегодня занимается
реорганизацией своих войск. Они оснащаются заново специальной «мирной»
техникой. Учатся работать в зонах чрезвычайных ситуаций и оказывать помощь
людям».
Представляется, что время шатаний, различного толкования соотношения РСЧС и
ГО, понимания их задач прошло, так как создана необходимая правовая база, хотя
целый ряд проблем и вопросов нуждаются в дальнейшей проработке и
совершенствовании, ведь жизнь не стоит на месте, и груз старых представлений и
привычек порою ставит преграды на путях совершенствования РСЧС.
Основными
нормативными документами ГО до 1998 г. были Указ Президента Российской Федерации
«Вопросы гражданской обороны РФ» №784 от 27 мая 1996 г. и утвержденное этим же
Указом «Положение о Войсках гражданской обороны РФ». 12 февраля 1998 г вступил
в силу Федеральный закон «О гражданской обороне» Он обязал привести нормативные
акты РФ в соответствие с указанным Федеральным Законом. И эту объемную и важную
работу еще предстоит выполнить ответственным органам.
В Указе
Президента «Вопросы Гражданской обороны» введено временное ограничение – «впредь
до принятия федерального закона о ГО», - но нормативных актов, отменяющих «Положение
о Войсках ГО» не принято, значит, этот документ сохраняет свою силу. Тем более
что он не противоречит ФЗ «О гражданской обороне».
Закон «О
гражданской обороне» ввел в практику и в научный оборот следующие основные
понятия: гражданская оборона, службы гражданской обороны, гражданские организации
гражданской обороны и территория, отнесенная к группе по гражданской обороне.
Принципы организации и ведения гражданской
обороны.
1. Организация
и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства,
составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности
государства. Гражданская оборона строится по территориально-производственному
принципу.
2. Подготовка
государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в
мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты
населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий.
3. Ведение
гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее
местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала
военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Информацию предоставил:
Начальник 140-ПСЧ ФГКУ «28 отряд ФПС по Нижегородской
области» Есин А.В.