Гражданская
оборона третьего тысячелетия
Почти
семь десятилетий существовали две системы защиты населения от нападений с
воздуха – МПВО и ГО. За эти годы они показали свою жизненную необходимость,
разумность большинства мероприятий, а потому приобрели всенародный характер.
МПВО в годы Великой Отечественной
войны, надо прямо сказать, спасла от разрушения немецкими фашистами Москву,
Ленинград, Мурманск, Киев, Тулу и многие другие города. Про Сталинград такого
не скажешь, и не потому, что там были плохие бойцы МПВО. Этот город более полугода
был фронтом. Гитлер бросил на него чуть ли не всю свою авиацию, но город
выстоял и победил.
С 1961 г. и по сей день гражданская
оборона выполняла стратегическую оборонную задачу: защищала население и
промышленность от оружия массового поражения вероятного противника. Большую
часть населения обеспечили укрытием в надежных защитных сооружениях, были
накоплены достаточные запасы средств индивидуальной защиты, приборов
радиационной и химической разведки. Многое сделано для повышения устойчивости
работы промышленных предприятий.
Но время неумолимо. Меняются
политические устройства государств, социально–экономические условия,
технологии производств и системы оружия, соответственно им и военные
доктрины. Появились Концепция национальной безопасности России, законы
"Об обороне", "О гражданской обороне", "О
мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации",
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера". Все они впитали в себя новое состояние нашей
страны, особенности современной международной политики и отношений государств
многополярного мира.
Все это, естественно, не могло не
отразиться на состоянии современной гражданской обороны и перспективах ее
развития.
В последние годы в ряде зарубежных стран
(ФРГ, США, Франция и др.) в связи с изменившейся военно–политической
обстановкой происходит трансформация взглядов на роль гражданской обороны и
порядок ее ведения.
Так, новая политика США определяет,
что силы и средства гражданской обороны должны готовиться не столько к
действиям в условиях ядерной войны, сколько уметь эффективно решать задачи,
возникающие в мирное время, уделяя при этом особое внимание мобилизационному
планированию.
Возникла необходимость внесения
изменений в теорию и практику гражданской обороны в нашей стране. Диктуется
это тем, что до настоящего времени продолжают использоваться теоретические
положения, разработанные еще в период 1962 – 1976 годов.
Коренные изменения в характере военных
конфликтов, средствах вооружения, социально–экономической обстановке требуют
нового, более обстоятельного и всеобъемлющего отношения к защитным
мероприятиям.
Гражданская оборона XXI века будет
существенно отличаться от современной.
Во–первых, должен измениться ее
статус: утрачивая былое стратегическое значение и сугубо военно–оборонную
сущность, ГО приобретает большую социальную направленность; основной целевой
установкой становится не столько участие в достижении военного
стратегического успеха, сколько сохранение жизни человека и среды его
обитания. В силу этого Гражданская оборона, видимо, постепенно отойдет от
военной организации и приобретет самостоятельность.
Во–вторых, настает время постепенно
отказываться от военных элементов в ее организации, в том числе и от услуг
военнослужащих. Это, в частности, согласуется и с одним из направлений
военной реформы России. Но делать это надо с большой осторожностью, т.к.
спасательные центры– это ее самое организованное и боеготовое ядро.
В–третьих, ГО в XXI веке будет
становиться все более значимой структурой для общества не только в военное,
но и в мирное время. Активное участие ее сил и средств в ликвидации любых
чрезвычайных ситуаций станет необходимым, как, скажем, кислород для человека.
Актуальным и современным станет лозунг: "Все, что делается для укрепления
гражданской обороны, полезно народному хозяйству и необходимо человеку".
В–четвертых, она должна стать менее
затратной для государства, чем раньше. В XXI веке надо менять принципы защиты
населения. Например, защитные сооружения создавать не за счет их специального
строительства в мирное время, как это было ранее, а накапливать путем
освоения подземного пространства городов, приспособления для этих целей
подвальных и других заглубленных сооружений.
Вызывает сомнение и целесообразность
массовой эвакуации населения из крупных городов. На наш взгляд, возможна
только частичная эвакуация (отселение) населения из прогнозируемых зон
поражения и заражения, когда другие способы защиты невозможны. Массовая
эвакуация будет рассматриваться как исключительный вариант.
Видимо, отпадет необходимость
накапливать и хранить средства индивидуальной защиты для всего населения
страны. Они потребуются в первую очередь для личного состава формирований,
участвующих в спасательных и других неотложных работах, а также персоналу радиационно–
и химически опасных объектов и населению, проживающему в зонах вероятного
заражения (загрязнения).
Исходя из этого придется пересмотреть
стратегию подготовки и ведения гражданской обороны, что, естественно,
повлечет изменения в системе финансирования. Она, конечно, будет более гибкой
и рациональной. Раз Гражданская оборона является всенародной, служит
интересам всех граждан, значит и в финансировании ее должны участвовать все
органы власти, коммерческие структуры, а не только федеральное правительство.
В–пятых, значительно повышается роль и
значимость мобилизационной готовности гражданской обороны. При угрозе
применения ядерного оружия мероприятия по защите населения должны
осуществляться повсеместно, на территории всей страны, в массовом порядке, с
привлечением всех людских и материальных ресурсов.
В обозримом будущем ГО, как и вся
оборона страны, будет строиться по принципу стратегической мобильности. Все:
промышленность, сельское хозяйство, органы управления – должно быть готово к
быстрому переходу на работу по планам военного времени.
В перспективе ГО, видимо, примет
характер более территориальный, чем ведомственный (производственный). Каждый
регион станет более самостоятельным и будет решать задачи, как правило,
своими силами.
Основные тенденции развития
гражданской обороны, ее доктрину на начало XXI века можно было бы
сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация
к новым военно–политическим и социально–экономическим условиям, создание
возможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств в
короткие сроки и до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное
реагирование на изменения обстановки и развитие систем прогнозирования и
предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Зам.начальника 140-ПСЧ ФГКУ «28
отряд ФПС по Нижегородской области»
Кривошеев А.И.
|