Опубликовано ср, 01/17/2018 - 14:55 пользователем rpn

               О девизе Всемирного дня прав потребителей на 2018 год

          Всемирный день прав потребителей  в 2018 году проводится под эгидой Организации Объединенных Наций ежегодно 15 марта,  начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации.

           По сложившейся традиции его тематику определяет Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International - CI) и в 2018 году он проходит под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».

           Также, как и в 2017 году CI призвал сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции, когда в качестве девиза был предложен слоган «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую эпоху».

           Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и Интернета.

          За первое полугодие 2017 года объем онлайн-трансакций физических лиц вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 1 трлн. рублей.

         По прогнозам рейтингового агентства «Эксперт РА» - RAEX, 2018 год   по объему онлайн-трансакций физических лиц может дойти до 2,2 трлн. рублей — что будет абсолютным рекордом (данные).

          Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров. По экспертным оценкам Ассоциации компаний Интернет - торговли (АКИТ) в 2016 году в России 56 млн. человек (46,6%) пользовались Интернетом с мобильных устройств, объем рынка Интернет – торговли в первом полугодии 2017 года составил 498 млрд. рублей, а всего за весь год по прогнозам должен был составить 1150 млрд. рублей, что в два раза превышает объем Интернет – продаж 2013 года (544 млрд. рублей).

          В этой связи является закономерным то, что в Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, подготовленной Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей, поставлены цели, задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир. В частности, через актуализацию и систематизацию потребительского законодательства, как одного из ключевых направлений работы на ближайшую перспективу. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети «Интернет». Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет» потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности.

            При этом особое внимание необходимо уделять праву потребителей на получение четкой и ясной информации, чтобы они могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования Интернет – ресурсов.

          Потребителю должно быть понятно, кто именно несёт ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его использования. Доверие и безопасность потребителей – залог успеха цифровой экономики совершении дистанционных покупок.

 По итогам 2017 года по вопросам защиты прав потребителей в отдел поступило 87 обращений, связанное с нарушением прав потребителей, в том числе письменных – 29. Порядок предоставления муниципальной услуги «Прием Администрацией Ковернинского муниципального района жалоб потребителей», утвержден постановлением Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области от 10 сентября 2015 года № 689.

По результатам рассмотрения обращений потребителей даны разъяснения потребительского законодательства, оказана помощь в составлении 1 искового заявления в суд, сумма иска составила 89,3 тыс. руб.

          Предотвращен ущерб гражданам в досудебном порядке на сумму 83,8 тыс. руб.

         В структуре обращений граждан по вопросам нарушений прав потребителей основную часть занимают жалобы и нарушения прав:

            - в сфере розничной  торговли продовольственными и непродовольственными товарами  – 82 или 94,3 %;

            - в сфере услуг ЖКХ -  3 или 3,4 %;

            - услуг связи – 2 или 2,3 %.

         При покупке товаров основными причинами, вызвавшими жалобы потребителей, является отказ в удовлетворении законных потребителей на расторжение договора или замену некачественного товара, несоблюдение сроков поставки товаров, нарушение правил продажи товаров дистанционным способом.

         В сфере ЖКХ основной проблемой являются претензии потребителей по вопросам начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, выставление счетов за электроэнергию.

         При оказании услуг связи потребители предъявляют претензии  к тарифному плану, качеству  оказываемых услуг а также  по отказу в устранении некачественно выполненной работы или услуги.

         Все поступившие жалобы рассмотрены на местном уровне, в федеральные и региональные органы исполнительной власти не направлялись.

         Специалистом по защите прав потребителей предоставляется муниципальная услуга «Прием Администрацией Ковернинского муниципального района жалоб потребителей», постоянно ведется личный прием граждан и оказывается консультационная помощь.        

 

 

Главный специалист по защите прав

потребителей отдела экономики Администрации

Ковернинского муниципального района