Ковернинский район Нижегородской области

История

Краткая историческая справка

В «Общих сведениях о Костромской  губернии  второй половины ХIХ века» в частности, о глухом Приузолье, где расположен  нынешний Ковернинский район, говорится: «Юго-восточная часть  Макарьевского уезда была  долго  глухим непроходимым местом не только с севера, но и с запада».

Первыми поселенцами, по утверждению  П.И.Мельникова-Печорского  в «Очерках поповщины», по рекам  Малый Утрус и Белбаж  были монахи-старообрядцы.

В середине  17 века в Заборской волости, Юрьевецкого  уезда появился починок Ковернин у истоков речки Колобовки. Именно с 17 века Ковернино  формируется  как  волостной центр. До революции Ковернино и  волость  входили  в состав  Макарьевского уезда  Костромской  губернии.

С апреля 1918 года  по октябрь 1922 Ковернино  числилось  уездным городом  Костромской губернии. С октября 1922 года Ковернинская волость вошла в состав Семеновского уезда Нижегородской губернии и просуществовала  до июня 1929 года. 10 июня 1929 года был образован  Ковернинский район. А в 1962 году  район упразднен, функции управления переданы Семеновскому району.

Указом Президиума ВС РСФСР от 12 января 1965 года Ковернинский район восстановлен  как самостоятельная  административно-территориальная единица с центром р.п.Ковернино.

Ковернинский район поистине уникален. Уникален  своей природой, самобытной культурой, добрыми и трудолюбивыми людьми.

На его территории  расположены  Высоковский единоверческий мужской  и Троицкий Кержебельмашский женский монастыри – памятники архитектуры 18-19 столетий.

Ковернино - родина  уникального  народного  промысла – хохломской росписи. Здесь, в двух  деревеньках – Ново-Покровское и Виноградово (до революции  Большие и Малые Бездели) и зародилось искусство Хохломы. Как  древний центр  хохломского промысла  Бездели  впервые упоминаются  в отчетах  Макарьевского монастыря  еще в середине ХVIII столетия, когда  кустари – умельцы  поставляли  для  монастырей  большое количество  посохов, деревянных  ложек и других изделий,  окрашенных  киноварью и покрытых  особым лаком, устойчивым к жаре, холоду и влаге.

В Московском  историческом  музее  прикладного  искусства хранится деревянное  блюдо  размером 80 см в диаметре, выдолбленное вручную  из цельного куска дерева. Блюдо  расписано  орнаментом  художников из д.Бездели в 1805 году.

Бездели, по мнению этнографов и  искусствоведов, главное из  семи древнейших поселений на Узоле, которые, вместе  взятые, явились  колыбелью хохломской росписи.

В ХVIII в. Кустарь-самородок из д.Бездели Михаил Евдокимович Красильников  по заказу  царского двора  изготовил  и окрасил под «хохлому» большой круглый стол с рисунком, изображающим  крестьянское утро. Говорят, за этим  столом государь  принимал иностранных послов.

В художественной  культуре России Красильниковы  оставили  неизгладимый след. Престижные дипломы, почетные медали, ценные  подарки, среди которых, например, золотые часы с надписью «Мастеру М.И.Красильникову от императрицы М.Ф.Романовой в знак уважения». Замечательна история дружбы А.М.Горького с мастерами Красильниковыми. Горький знал  их и высоко  оценивал  их искусство, талант, народную смекалку. Они встречались, переписывались.

Мастерская Красильниковых, популярная в Ковернинский краях, притягивала к себе молодежь. Наравне с Красильниковыми славилось имя Архипа  Михайловича Серова из Малых Безделей (д.Виноградово).

Славу  своего  именитого деда А.М.Серова  продолжила внучка, Ольга Павловна Лушина. В послевоенные годы  вместе со своими  юными  сверстниками она  подняла, затухший было промысел. Впоследствии Лушина принесет в искусство Хохломы новые ритмы, динамику, живое ощущение природы и новые  приемы доселе  неведомой свободной импровизации.  Ее вклад  в развитие  хохломского промысла определит  на многие годы вперед коренной эстетический идеал и стилевое  направление  семинской хохломы. 

Сегодня хранителями хохломского промысла являются ООО «Промысел» (д.Семино), цеха росписи в племзаводе им.Ленина, СПК «Хохлома», «Семинский».

Говоря об истории Безделей, нельзя не упомянуть о том, что в разные времена деревня неоднократно испытывала на себе действие опустошительных пожаров. Свирепый пожар 1896 г. поглотил более половины деревенских домов. Положение тогда спасли гроза и обильный ливень. В 1901 г. здесь заложили церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1911 г. 22-летний парень Федор Бедин изготовил резной иконостас для новопокровской церкви: все иконы вставил в резные рамы, изготовил резные двухстворчатые «царские врата» и две боковые двери, смастерил резные стенки для аналоя, ларец для хранения «тела господня» и возвышение под купол в стене алтаря.

Позднее Народный художник РСФСР Федор Андреевич Бедин навсегда останет в благодарной памяти новопокровцев, как самый великий из односельчан, талантливый изобретатель, учитель и наставник, отдавший всю свою жизнь и талант служению хохломскому искусству. Имя художника занесено в Большую советскую энциклопедию.

Copyright © 2007-2015
Администрация Ковернинского района
Нижегородской области
Created by Graphit