Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц Ц
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Герб Ковернинского района
Ковернинский район Нижегородской области
Ковернинский район Нижегородской области
Ковернинский район Нижегородской области
26.04.2024
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Телефонный справочник
Оценка деятельности руководителей
Оценка деятельности руководителей
Редакция газеты КОВЕРНИНСКИЕ НОВОСТИ
ОГИБДД МО МВД России «Ковернинский» информирует:
МО МВД России «Ковернинский» информирует:
Роспотребнадзор
Инспекция Гостехнадзора Нижегородской области
Ковернинская централизованная библиотечная система
Отдел образования
Опека и попечительство
Яндекс.Метрика

08.05.2016Дети войны. На оккупированной Украине

Дети войны. На оккупированной Украине…Два самолёта упорно вели воздушный бой, летая низко над землёй. Во время одного из манёвров самолёт противника оказался так близко, что застывшая от страха девочка увидела перекошенное злобой лицо и налитые кровью глаза фашиста. Ноги словно окаменели, она не могла сдвинуться с места…
Это не сцена из военного фильма, а жестокое тяжёлое детство, выпавшее на долю жительницы посёлка Ковернино Анны Стефановны Чеберяко (в девичестве Якушевой). Эти детские впечатления настолько остры, что и сегодня память рисует страшные картины военного лихолетья так, как будто бы это было вчера.
Она родилась в октябре 1932 года в селе Жихово Сумской области на Украине (кстати, небезызвестный Чернобыль находится всего лишь в 18 км от села). Это были непростые годы. По-разному на Сумщине была воспринята коллективизация: некоторые крестьяне, особенно безземельные, охотно вступали в колхозы, другие – отказывались от коллективного труда. Жестокие методы насильственной коллективизации привели к страшному голодомору на Украине в 1932-1933 гг.
Дед Анны по линии отца был зажиточным трудолюбивым середняком. После того как у семьи отобрали дом (и даже приготовленные для сына строительные материалы прихватили) старик ушёл из села и устроился на работу в лесничество. А сына, Стефана Митрофановича, которому шёл всего-то семнадцатый год, решили женить от греха подальше: время трудное, нечего зря болтаться, надо работать. В жёны ему присмотрели Федору Григорьевну – женщину покладистую и работящую, ничего, что старше на 4 года. И пошли в молодой семье дети-погодки: в течение 7 лет народилось пятеро малышей.
Отец работал в колхозе. Он был хорошим кузнецом, разбирался в технике и даже объезжал диких лошадей, привезённых из Монголии. Одно время работал на строительстве железной дороги. Таким и запомнила Аня своего отца – смелым, в хорошем смысле бесшабашным, которому до всего было дело.
Пришло время собираться в школу. Полотняный портфель, сшитый мамиными руками, – вот и все нехитрые сборы. Когда Анна заканчивала первый класс, началась Великая Отечественная война.
– Был июнь, тёплый, солнечный день. Когда объявили о вероломном нападении фашистов на нашу страну, гудело всё село. Плакали женщины, а дети как-то сразу стали взрослыми. В тот же день объявили мобилизацию: из большого села забирали по 200 мужчин в день. Бои шли совсем близко в приграничных районах, – вспоминает моя собеседница события семидесятилетней давности.
В августе 1941 года немецко-фашистская армия подступила к Сумской области, а уже к 19 октября она была полностью оккупирована. Новая железная дорога, которая проходила рядом, имела выход на железнодорожные магистрали стратегического значения, соединявшие Сумскую область с Белоруссией, Смоленской, Брянской, Воронежской областями. Летом на железной дороге царило сезонное оживление: люди ехали в отпуска, детей вывозили на каникулы в лагеря. В результате налётов авиации противника погибло много детей. Под удар первыми были поставлены семьи военнослужащих, не успевшие эвакуироваться в тыл, партийных, комсомольских и советских работников.
Анна запомнила, как через их село люди бежали на восток. Брали в колхозе лошадей с повозками, но далеко не убежишь, когда на пятки наступают до зубов вооружённые, моторизированные части противника. Среди мирного населения началась паника, ведь уже ползли упорные слухи, что фашисты зверствуют на оккупированной территории. Многие бросились в леса.
Немцы шли по железной дороге и одной старинной центральной шоссейной дорогой (шляхом). Однажды утром жители увидели, как по колхозному конопляному полю (новая культура в то лето вымахала до трёх метров) пробирались оставшиеся после боя несколько советских солдат. Немцы в плен никого не брали, красноармейцев расстреливали на месте.
Стефана Митрофановича (ему было 29 лет) призвали в армию в первые дни войны. Семья осталась без кормильца. Уезжать было некуда, стали приспосабливаться к новым порядкам, которые устанавливали немцы и их сообщники, ведь против СССР во второй мировой войне воевали Вооружённые Силы, состоящие не только из немцев, но и представителей других европейских государств. Особо жестокими карателями были финны, венгры (мадьяры), литовцы… Людей вешали, привязывали к деревьям, сжигали заживо.
Однажды мадьяры прошлись пулемётом по окнам школы, где училась Анна. Кого-то застрелили, погибла учительница начальных классов, а девочка успела убежать домой огородами. Учебные занятия в школе прекратились, а здание новые блюстители порядка разобрали на брёвна, чтобы жечь костры.
Первого октября 1941 г. немецко-фашистские захватчики оккупировали железнодорожную станцию хутор Михайловский. Парк отдыха и территорию нового рафинадного завода они превратили в концентрационный лагерь, где было замучено около 20 тыс. советских людей, около 800 человек сожжены в помещении заводского клуба. После войны завод так и не пустили, оставшиеся горы пепла ещё долго напоминали о страшной трагедии. Как вспоминает Анна Стефановна, такие нацистские лагеря были во многих соседних районах.
В деревне Новая Спарта, что в километре от Жихово, красивой, с новыми домами и садами, мадьяры устроили кромешный ад: согнали всех, не выпустили даже животных. Расстреливали, жгли, детей сажали на колья и бросали в колодцы. Стон стоял страшный, потом всё стихло. Только пугающе полыхало зарево огня, которое было видно из окрестных селений, да стелился чёрный густой дым. Деревня, где ещё недавно трудились люди, строили мирные планы, оказалась стёртой с лица земли.
Было запрещено покидать территорию села. Трусливые полицаи, в ряды которых шли все предатели, могли пристрелить даже мальчишку, выехавшего прокатиться на лыжах за огородами. Им повсюду мерещились партизаны. В годы Великой Отечественной войны территория Сумской области стала базой массового партизанского движения. Здесь вёл борьбу с гитлеровцами 41 партизанский отряд, на базе 21 из них было создано партизанское соединение под командованием С.А. Ковпака. Ушёл в партизаны и директор школы, в которой училась Анна. Цепь трагических обстоятельств привела к тому, что погиб весь 9 класс школы (19 человек), отказавшийся служить у немецких прихвостней. Ребята сгорели заживо, запертые в сарае.
Дети и подростки понимали, что шла война, но любопытство иногда перебарывало страх. Немцы оставляли много снарядов, взрывчатки в лесах, других укромных местах недалеко от селения, на которых подрывались несмышлёные мальчишки. Свирепствовали тиф, дифтерия, скарлатина, истощённые от голода люди умирали целыми семьями. Даже на кладбище, куда везли покойных на санках, выстраивалась очередь…
В семье Анны умерли дед и одна из сестёр. Мама работала от зари до зари, чтобы прокормить и сохранить всех детей. Кажется, эта неутомимая труженица никогда не спала. Она каждый год выращивала картошку. Если не хватало до весны семян – нарезала «глазки» из картофельных очисток. Чтобы какая-то шальная пуля не задела в огороде, когда приходила пора уборки «второго хлеба», эта маленькая, но сильная и находчивая женщина обвязывала спину периной (в пуху и перьях пули застревали) и выходила на участок. А у Анны был на руках родившийся незадолго до войны трёхмесячный братишка.
Освобождение Сумской области от фашистов началось 17 февраля и завершилось 16 сентября 1943 года. Отступающие немцы снова бежали по шляху, мешаясь с толпами мирного населения. В городе Новгород-Северский, что на правом берегу Десны, они устроили переправу для техники по трупам убитых. Это было страшное зрелище.
Семья Якушевых, отъехав от села километров двенадцать, отсиделась в кукурузном поле и вернулась в родную хату. Над селом нависла непривычная тишина. Не мычали коровы и не кудахтали куры (отступающие вояки выгребли из-под печки даже последнюю тощую курчонку). Во всём селе спаслась только одна-единственная «умная» корова Лыска Якушевых. Она каждый раз, как только начиналась очередная заваруха, удирала в леса. Неуправляемое животное решили пристрелить, но она вышла на знакомый голос подзывающей её соседки. И вот коровку уже погрузили на машину, мать и дети причитают рядом: «Лыска, Лыска…». Бесстрашная корова решила лучше погибнуть, но не сдаваться. Собрав последние силы, она подпрыгнула, проехав ногами по кабине. Секунда – и находчивая корова приземлилась на землю, а ещё через мгновенье она неслась в лес, только пыль из-под копыт. Запоздалая автоматная очередь, полоснувшая вслед, прострелила матери платье, а бурёнка была такова. Её нашли и привели домой уже тёмной ночью.
До последних дней оккупации обстановка оставалась неспокойной. Анна с родственниками прятались в небольшой землянке в ближайшем перелеске, голодные и холодные, когда заметили на холме всадника. Когда узнали в нём красноармейца, радости не было предела!
Из родного села Анны Стефановны ушли воевать сотни мужчин, а домой вернулись немногие. Отец Стефан Митрофанович волею фронтовой судьбы лечился в госпитале г. Горького. В дальнейшем принимал участие в снятии блокады Ленинграда. Погиб в бою и похоронен в братской могиле в пригороде города-героя Ленинграда.
После войны Анна окончила педагогическое училище в г. Путивле. Вместе с мужем Николаем Евменовичем Чеберяко жили сначала в Калиниградской области, а в конце 50-ых приехали в Ковернинский район. Супруг работал главным лесничим в Ковернинском лесхозе, а Анна Стефановна – учителем начальных классов в Ковернинской средней школе, бессменно на протяжении 46 лет. Несколько лет трудилась будучи на заслуженном отдыхе. Ветеран труда, отличник народного просвещения. Супруги Чеберяко воспитали сына Владимира и дочь Ларису, а сейчас бабушку радуют 3 внука и внучка.
Анна Стефановна, как и многие её сверстники, ребёнком пережила войну. Её внуки знают об этом только по книгам и фильмам. Как важно сегодня беречь этот хрупкий мир. Война никогда не должна повториться…
Татьяна Цветкова.
Фото автора.
Copyright © 2007-2015
Администрация Ковернинского района
Нижегородской области

Created by GraphitPowered by TreeGraph