Ковернино -
родина уникального народного
промысла – хохломской росписи. Здесь, в двух деревеньках – Ново-Покровское и Виноградово
(до революции Большие и Малые Бездели)
и зародилось искусство Хохломы. Как
древний центр хохломского
промысла Бездели впервые упоминаются в отчетах
Макарьевского монастыря еще в
середине ХVIII столетия, когда кустари
– умельцы поставляли для
монастырей большое
количество посохов, деревянных ложек и других изделий, окрашенных
киноварью и покрытых особым
лаком, устойчивым к жаре, холоду и влаге.
В Московском
историческом музее прикладного
искусства хранится деревянное
блюдо размером 80 см в диаметре,
выдолбленное вручную из цельного куска
дерева. Блюдо расписано орнаментом
художников из д.Бездели в 1805 году.
Бездели, по мнению этнографов и
искусствоведов, главное из семи
древнейших поселений на Узоле, которые, вместе взятые, явились колыбелью хохломской росписи.
В ХVIII в. Кустарь-самородок из д.Бездели Михаил Евдокимович
Красильников по заказу царского двора изготовил
и окрасил под «хохлому» большой круглый стол с рисунком,
изображающим крестьянское утро.
Говорят, за этим столом государь принимал иностранных послов.
В художественной культуре
России Красильниковы оставили неизгладимый след. Престижные дипломы,
почетные медали, ценные подарки, среди
которых, например, золотые часы с надписью «Мастеру М.И.Красильникову от
императрицы М.Ф.Романовой в знак уважения». Замечательна история дружбы
А.М.Горького с мастерами Красильниковыми. Горький знал их и высоко
оценивал их искусство, талант,
народную смекалку. Они встречались, переписывались.
Мастерская Красильниковых, популярная в Ковернинский краях,
притягивала к себе молодежь. Наравне с Красильниковыми славилось имя
Архипа Михайловича Серова из Малых
Безделей (д.Виноградово).
Славу своего именитого деда А.М.Серова продолжила внучка, Ольга Павловна Лушина. В
послевоенные годы вместе со
своими юными сверстниками она подняла, затухший было промысел.
Впоследствии Лушина принесет в искусство Хохломы новые ритмы, динамику, живое
ощущение природы и новые приемы
доселе неведомой свободной
импровизации. Ее вклад в развитие
хохломского промысла определит
на многие годы вперед коренной эстетический идеал и стилевое направление
семинской хохломы.
Сегодня хранителями хохломского промысла являются ООО «Промысел»
(д.Семино), цеха росписи в племзаводе им.Ленина, СПК «Хохлома», «Семинский».
Говоря об истории Безделей, нельзя не упомянуть о том, что в
разные времена деревня неоднократно испытывала на себе действие
опустошительных пожаров. Свирепый пожар 1896 г. поглотил более
половины деревенских домов. Положение тогда спасли гроза и обильный ливень. В
1901 г.
здесь заложили церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1911 г.
22-летний парень Федор Бедин изготовил резной иконостас для новопокровской
церкви: все иконы вставил в резные рамы, изготовил резные двухстворчатые
«царские врата» и две боковые двери, смастерил резные стенки для аналоя,
ларец для хранения «тела господня» и возвышение под купол в стене алтаря.
Позднее Народный художник РСФСР Федор Андреевич Бедин навсегда
останет в благодарной памяти новопокровцев, как самый великий из односельчан,
талантливый изобретатель, учитель и наставник, отдавший всю свою жизнь и
талант служению хохломскому искусству. Имя художника занесено в Большую
советскую энциклопедию.
|